Google+

Музей А.С. Грина, история создания

Музей А.С. Грина, история создания

Александр Грин писатель необычный. Наверное, поэтому и история создания музея Грина оказалась столь неординарной. Если восстановить в деталях все события, то получится повествование, очень похожее на один из остросюжетный гриновских рассказов, в котором присутствует все: любовь, романтика, борьба, надежда, нелегкие испытания и торжество победы.

Геннадию Ивановичу Золотухину и Нелли Федоровне Браницкой музей обязан своим рождением и жизнью. Если бы не их мужество, бесстрашие и упорство, не только музея самого здания, где жил Грин, давно бы уже не было. В 1966 году городские власти решили снести дом, в котором была написана «Бегущая по волнам». Можно только догадываться, через что пришлось пройти Геннадию Ивановичу и Нелли Федоровне, чтобы не допустить этого.

Драматичная история создания музея, но одновременно и прекрасна. Прекрасна тем, что объединила многих замечательных людей, чьими усилиями, умом и талантом был создан совершенно уникальный музей. «В нашей стране еще таких музеев не было, да и в мировой практике не много отыщется аналогов, разве что музей великого сказочника Андерсена», — так позже скажет Савва Григорьевич Бродский — автор художественного оформления музея Грина. Именно ему — художнику с мировым именем — так блестяще удалось воплотить в жизнь идею Золотухина о музее-корабле.

Привлечение к работе С.Г. Бродского не обошлось без препятствий. Сам художник был всей душой «за». Но жил он в Москве, в другой республике, а музей на Украине должны оформлять свои художники — так категорически было заявлено в инстанциях. Попробовали «со своими» — не получилось. Уже готовую экспозицию Геннадий Иванович сломал: все было не то и все не так. Тогда в ход были пущены убеждения, дипломатия и даже небольшая авантюра. В результате Савва Григорьевич не только оформил музей Грина, но и до конца своей жизни оставался его ведущим художником, его покровителем. Позже вместе с художниками — сыном Александром и Ильей Уткиным — он расширил границы музея, создав «Гриновский квартал».

В 16 часов 9 июля 1970 года состоялось открытие Дома-музея А.С. Грина как отдела Феодосийского краеведческого музеяю Впереди его ждала добрая слава. Тысячи посетителей, огромные очереди у кассы, экскурсии, встречи…Музей зажил своей интересной и хлопотной жизнью, добившись в 1978 году самостоятельности.

Позади остались годы кропотливых поисков гриновских реликвий и борьбы с идеологами разных уровней, которым был не нужен музей «какого-то космополита Грина». Для Геннадия Ивановича и Нелли Федоровны радость победы удваивалась еще одной: в день рождения Грина — 23 августа 1969 года в их семье появилась наследница.

Всего четыре года проработал Геннадий Иванович Золотухин в музею Старшему инспектору по музеям и охране памятников Управления культуры Крымского облисполкома не доверили даже должности заведующего отделом созданного им музея, назначив лишь старшим научным сотрудником. Но это не изменило его отношения к любимому делу. Он продолжал работать неистово, самозабвенно. О его неутомимости и неуспокоенности ходили легенды. Его экскурсии — это виртуозные импровизации, настоящие театральные спектакли. Его хотелось слушать часами. Он завораживал и очаровывал знаниями, голосом, внешностью. Он всегда оставался Личностью. А для музейщиков — целым университетом. Он явился родоначальником многих прекрасных музейных традиций, которые живут и поныне. К нему, как к магниту, тянулись люди. И оказываясь в его мощном энергетическом поле, чувствовали себя уверенно и надежно. Работать с ним было необычайно интересно, но сложно. Его «пунктиком» было все доводить до совершенства.

«Музей получился прекрасным, хотя может стать намного лучше, интереснее и богаче», — сообщал Геннадий Иванович в одном из частных писем. Через три года он полностью переделывает экспозицию. Казалось, что лучше уже нельзя придумать, а в его голове созрели новые планы…

Но параллельно тихо и настойчиво шла необъявленная война человеку, взорвавшему спокойствие многих.

В 1974 году Геннадий Иванович с семьей покинул Феодосию. Для музея это стало невосполнимой потерей. До сего дня его отъезд болью отдается в сердцах тех, кто работал с ним.

Уезжая, Геннадий Иванович оставил пророческую надпись — своеобразное завещание на фотографии, где вместе с ним и С.Г. Бродским были засняты те, кто принимал участие в создание музея: «Всем, кто ныне работает…всем, кто будет работать в будущем в музее Александра Грина. Уйдут одни, придут иные. Ухожу и я. А музей есть и будет — вот ведь что самое главное. С годами, как и человек, он станет богаче и сильнее. Будут еще трудности, и большие, будут бури и рифы на пути… Сейчас вас много, тогда, в лето 1969 года, я был один, и даже не работник музея. Нынче легче всего кого-то обвинить в просчетах, труднее создать начало, и именно такое, которое дает крылья для новых дерзаний и счастливых открытий-находок».

В дальнейшем Геннадий Иванович стал директором Государственного музея-заповедника А. Пушкина в Болдино, а Нелли Федоровна — научным сотрудником музея М. Горького в Нижнем Новгороде.

Сейчас уже музей Грина встал на ноги, стал «взрослым»,избрал свой путь, определился в призвании. Огонь, зажженный первыми гриновцами, светит…

Вам понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Сдам квартиру в Феодосии
Двухкомнатная квартира по ул. Федько(р-н автовокзала)
Гостиница "Приветливая", г. Судак
Гостиница «Приветливая», г. Судак
Отель "Роксолана", г. Судак
Отель «Роксолана», г. Судак
Однокомнатная квартира по ул. Украинская, г. Феодосия
Однокомнатная квартира по ул. Украинская, г. Феодосия
Отель "Перчем", г.Судак
Отель «Перчем», г.Судак
Гостевой дом "Крым", г. Судак
Гостевой дом «Крым», г. Судак
Гостиница "Судак-Перчем", г. Судак
Частная гостиница «Судак-Перчем», г. Судак