Google+

Музей А.С. Грина, история создания

Музей А.С. Грина, история создания

Александр Грин писатель необычный. Наверное, поэтому и история создания музея Грина оказалась столь неординарной. Если восстановить в деталях все события, то получится повествование, очень похожее на один из остросюжетный гриновских рассказов, в котором присутствует все: любовь, романтика, борьба, надежда, нелегкие испытания и торжество победы.

Геннадию Ивановичу Золотухину и Нелли Федоровне Браницкой музей обязан своим рождением и жизнью. Если бы не их мужество, бесстрашие и упорство, не только музея самого здания, где жил Грин, давно бы уже не было. В 1966 году городские власти решили снести дом, в котором была написана «Бегущая по волнам». Можно только догадываться, через что пришлось пройти Геннадию Ивановичу и Нелли Федоровне, чтобы не допустить этого.

Драматичная история создания музея, но одновременно и прекрасна. Прекрасна тем, что объединила многих замечательных людей, чьими усилиями, умом и талантом был создан совершенно уникальный музей. «В нашей стране еще таких музеев не было, да и в мировой практике не много отыщется аналогов, разве что музей великого сказочника Андерсена», — так позже скажет Савва Григорьевич Бродский — автор художественного оформления музея Грина. Именно ему — художнику с мировым именем — так блестяще удалось воплотить в жизнь идею Золотухина о музее-корабле.

Привлечение к работе С.Г. Бродского не обошлось без препятствий. Сам художник был всей душой «за». Но жил он в Москве, в другой республике, а музей на Украине должны оформлять свои художники — так категорически было заявлено в инстанциях. Попробовали «со своими» — не получилось. Уже готовую экспозицию Геннадий Иванович сломал: все было не то и все не так. Тогда в ход были пущены убеждения, дипломатия и даже небольшая авантюра. В результате Савва Григорьевич не только оформил музей Грина, но и до конца своей жизни оставался его ведущим художником, его покровителем. Позже вместе с художниками — сыном Александром и Ильей Уткиным — он расширил границы музея, создав «Гриновский квартал».

В 16 часов 9 июля 1970 года состоялось открытие Дома-музея А.С. Грина как отдела Феодосийского краеведческого музеяю Впереди его ждала добрая слава. Тысячи посетителей, огромные очереди у кассы, экскурсии, встречи…Музей зажил своей интересной и хлопотной жизнью, добившись в 1978 году самостоятельности.

Позади остались годы кропотливых поисков гриновских реликвий и борьбы с идеологами разных уровней, которым был не нужен музей «какого-то космополита Грина». Для Геннадия Ивановича и Нелли Федоровны радость победы удваивалась еще одной: в день рождения Грина — 23 августа 1969 года в их семье появилась наследница.

Всего четыре года проработал Геннадий Иванович Золотухин в музею Старшему инспектору по музеям и охране памятников Управления культуры Крымского облисполкома не доверили даже должности заведующего отделом созданного им музея, назначив лишь старшим научным сотрудником. Но это не изменило его отношения к любимому делу. Он продолжал работать неистово, самозабвенно. О его неутомимости и неуспокоенности ходили легенды. Его экскурсии — это виртуозные импровизации, настоящие театральные спектакли. Его хотелось слушать часами. Он завораживал и очаровывал знаниями, голосом, внешностью. Он всегда оставался Личностью. А для музейщиков — целым университетом. Он явился родоначальником многих прекрасных музейных традиций, которые живут и поныне. К нему, как к магниту, тянулись люди. И оказываясь в его мощном энергетическом поле, чувствовали себя уверенно и надежно. Работать с ним было необычайно интересно, но сложно. Его «пунктиком» было все доводить до совершенства.

«Музей получился прекрасным, хотя может стать намного лучше, интереснее и богаче», — сообщал Геннадий Иванович в одном из частных писем. Через три года он полностью переделывает экспозицию. Казалось, что лучше уже нельзя придумать, а в его голове созрели новые планы…

Но параллельно тихо и настойчиво шла необъявленная война человеку, взорвавшему спокойствие многих.

В 1974 году Геннадий Иванович с семьей покинул Феодосию. Для музея это стало невосполнимой потерей. До сего дня его отъезд болью отдается в сердцах тех, кто работал с ним.

Уезжая, Геннадий Иванович оставил пророческую надпись — своеобразное завещание на фотографии, где вместе с ним и С.Г. Бродским были засняты те, кто принимал участие в создание музея: «Всем, кто ныне работает…всем, кто будет работать в будущем в музее Александра Грина. Уйдут одни, придут иные. Ухожу и я. А музей есть и будет — вот ведь что самое главное. С годами, как и человек, он станет богаче и сильнее. Будут еще трудности, и большие, будут бури и рифы на пути… Сейчас вас много, тогда, в лето 1969 года, я был один, и даже не работник музея. Нынче легче всего кого-то обвинить в просчетах, труднее создать начало, и именно такое, которое дает крылья для новых дерзаний и счастливых открытий-находок».

В дальнейшем Геннадий Иванович стал директором Государственного музея-заповедника А. Пушкина в Болдино, а Нелли Федоровна — научным сотрудником музея М. Горького в Нижнем Новгороде.

Сейчас уже музей Грина встал на ноги, стал «взрослым»,избрал свой путь, определился в призвании. Огонь, зажженный первыми гриновцами, светит…

Вам понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Гостиница по ул. Бирюзова, г. Судак
Гостиница по ул. Бирюзова, г. Судак
снять квартиру посуточно в Феодосии
Однокомнатная квартира по ул. Чкалова 94(р-н Диномо)
Гостиница "Приветливая", г. Судак
Гостиница «Приветливая», г. Судак
Отель "Maxim", г. Судак
Отель «Максим», г. Судак
Отель "Роксолана", г. Судак
Отель «Роксолана», г. Судак
Квартира в Феодосии 1 комнатная
Однокомнатная квартира в центре Феодосии, ул. Галерейная
Гостиница "Судак-Перчем", г. Судак
Частная гостиница «Судак-Перчем», г. Судак